Особо чтимая икона
Божией Матери «Утоли моя печали» —
икона Богородицы, почитаемая в
Русской православной церкви чудотворной.
Празднование иконе совершается
25 января (7 февраля).
Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», находятся во многих храмах.
История
Древняя икона Божией Матери находилась в городе Шклове Могилевской губернии. Её список с названием «Утоли моя печали» был привезён в Москву казаками в 1640 году (или в 1655 году)[1] и находился в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках в Замоскворечье. По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но впоследствии пожаром все документальные свидетельства были уничтожены. Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является случай полного исцеления женщины знатного происхождения, которой было явление Богородицы со словами:
Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление». При этом ей был показан и сам образ[2].
Согласно преданию, икону долго искали в храме, но не нашли и, лишь принеся все хранившиеся на колокольне храма иконы Божией Матери, среди них обнаружили одну с надписью «Утоли моя печали». Увидев её, больная, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, осенила себя крестным знамением. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой[2].
Этот случай положил начало почитанию иконы как чудотворной. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года[2].
В настоящее время чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в Москве, в храме Святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. В середине XX века была произведена реставрация иконы иконописцем, художником-реставратором и профессором ПСТГУ Ириной Васильевной Ватагиной[2].
Иконография
На иконе, находящийся в храме Святителя Николая в Кузнецах, Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами:
Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите[2].
Согласно этой надписи, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие[1]. Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях[2]. Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь иконе:
Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли:
Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши,
Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево[2].
Многие списки иконы имеют подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». На некоторых списках изображение зеркально повернуто в другую сторону, надпись на свитке сокращена или другая[1].
Особо чтимая
икона “Спас Нерукотворный”
Происхождение иконы
Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот о
браз не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.
Спас Нерукотворный: значение
Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо.
В письме он просил Спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.
Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.
С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.
Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.
Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.
Молитвы образу Спас Нерукотворный
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.