Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с чистой душой, сосредоточившись на духовной жизни с покаянным сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.
«В Прощеное воскресение, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, православные прощают взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним» — так говорил о Прощеном воскресении архимандрит о. Иоанн Крестьянкин.
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, просят прощения и целуют Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит», прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века — расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Помехой всему — наша гордость, которая мешает признать себя виновным, а тщеславие не дает увидеть нанесенные другим обиды и оскорбления.
Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов, за то, что так мало у нас любви к Нему.
Закончится вечерняя служба в Прощеное воскресенье, все прихожане разойдутся по своим домам и квартирам. Пройдет всего несколько часов, и все мы с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на всех печать особой сосредоточенности и внимания.
Это настанет Святая Четыредесятница. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, дабы они дали достойные плоды, с которыми мы и придем на встречу со Богом к Светлому Христову Воскресению — к Святой Пасхе.